ЗапросОтзывы
RU | EN
 +7 921 594-64-20  info@progulka.spb.ru  Санкт-Петербург и Ленинградская область

Кировский район

Год основания
1934 год (современное название)
Первое упоминание
1917 (как Нарвский и Петергофский районы)

Расположенв юго-западной части города. Имеет выход к берегу Невской губы Финского залива.

Условно Кировский район можно разделить на северную и южную части. В южной части (Княжево, Ульянка, Дачное) строительство велось в 1960—1970-е годы, и жилье здесь представлено самое разнообразное: «хрущевки», блочные, «брежневки», «корабли» и новые серии. В северной части (Нарвская застава, Автово) — преимущественно старые «сталинские» дома, первые серии начала 30-х годов. С восточной стороны район окаймляет Балтийская линия ОЖД со станциями «Броневая», «Ленинский проспект», «Дачное», «Ульянка». Главной автомобильной магистралью является проспект Стачек.

Современные границы район получил в апреле 1973 года, когда его юго-западная часть вошла в состав нового Красносельского района.

История

До революции в северной части современной территории района располагалась Нарвская застава, ограждавшая город с юго-запада. Ещё при Петре I к загородной резиденции в Петергофе была проложена дорога, вдоль которой, в частности и на современной территории района, возникла целая цепь усадеб, также существовал ряд поселений (Тентелева, Волынкина, Автово, Вологодско-Ямская слобода, Новая, Лигово; в XIX веке возникла немецкая колония Красненькая).

В 1801 году в район севернее деревни Автово из Кронштадта был переведён чугунолитейный завод — будущий Путиловский, ныне Кировский. Со временем, на месте части бывших усадеб также вырос целый ряд заводов, рядом прошла Балтийская железнодорожная линия и был построен Морской канал. Это превратило район Нарвской заставы в промышленное предместье Петербурга, застроенное бараками и доходными домами для рабочих. Здесь отсутствовала канализация и водопровод. До 1916 года единственным общественным транспортом оставалась конка, которую потом заменил трамвай.

В административном отношении территория будущего Кировского района входила в состав пригородного Петергофского участка, подчинявшегося столичному градоначальству, в хозяйственном же отношении участок подчинялся властям Санкт-Петербургского/Петроградского уезда. Небольшая же часть в районе Нарвских ворот, а также острова к югу от устья Невы относилась к созданной в 1811 году Нарвской части города.

Рабочие Нарвской заставы принимали участие в антиправительственных выступлениях. В 1905 году во время Кровавого воскресенья были расстреляны демонстранты. В 1917 году в ходе революционных событий немалое число рабочих выступило на стороне большевиков. И тогда же Нарвская часть и Петергофский участок были преобразованы в городские районы, в 1919 году объединённые в единый Нарвско-Петергофский район. В 1922 году уже этот район стал частью нового Московско-Нарвского района. В 1930 году Нарвский район (включая значительную часть бывшего Петергофского участка) вновь был выделен в отдельную административную единицу, а в декабре 1934 года после убийства С. М. Кирова был переименован в Кировский.

В 1920-е годы начался процесс благоустройства района, деревянные здания заменяли на каменные. Первая серия из 15 каменных зданий была построены на месте сегодняшней Тракторной улицы, затем сформировался современный вид площадей Стачек и Кировской. Именно в этот период было построено множество зданий в стиле конструктивизма, образовавших архитектурные ансамбли современной Нарвской заставы (застройка последней была окончательно завершена уже в послевоенные годы).

Во время блокады Ленинграда район оказался вблизи переднего края обороны и подвергался массовым артиллерийским обстрелам и бомбардировкам, значительная часть ранее существовавших домов была уничтожена.

После войны строительство новых кварталов стало продвигаться на юг. В середине XX века свои современные черты приобрело Автово; в 1960-е — 1970-е годы — вошедшие в 1963 году в черту города Дачное, Ульянка и восточная часть Лигово. Через район была проведена Кировско-Выборгская линия метрополитена.

Достопримечательности

Нарвские триумфальные ворота
Памятник архитектуры стиля ампир, построенный в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году на Нарвской заставе, непосредственно вблизи города у Обводного канала.

Памятник «Блокадному трамваю» (угол пр. Стачек и Автомобильной ул. рядом с ДОТом и танком КВ-85)
На проспекте Стачек (возле трамвайного парка № 8), у дома № 114, 22 августа 2007 года был установлен памятник блокадному трамваю. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения. Официальное открытие памятника состоялось 8 сентября 2007 года. Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута.

Памятник С. М. Кирову
Памятник С. М. Кирову был установлен на Кировской площади в 1938 году. Модель статуи была создана Н. В. Томским при участии В. В. Исаевой, Р. Г. Таурита и Е. Ф. Турандина, архитектор Н. А. Троцкий. На самом памятнике табличка со словами самого Кирова.

Памятник Маршалу Советского Союза Говорову (площадь Стачек).

Барельеф в честь погибших кировцев — жителей блокадного Ленинграда (ул. Маршала Говорова, д. 29).

Передний край обороны Ленинграда (пр. Народного Ополчения — у железнодорожной станции Лигово).

Воинское захоронение «Красненькое кладбище» (пр. Стачек, д. 100).

Воинское захоронение «Южное» (Краснопутиловская ул., д. 44).

Воинское захоронение «Дачное» (пр. Народного Ополчения, д. 143—145).

Памятник «Танк-победитель» в Автово.

Памятник «Погибшим канонерцам» (Канонерский остров, д. 19).

Памятник Героям — морякам-балтийцам (Межевой канал, д. 5).

Обелиск защитникам Ленинграда (угол пр. Стачек и пр. Маршала Жукова).

Парк и усадьба Александрино

Перспективы развития

В Кировском районе были построены три из восьми станций первой очереди Ленинградского метрополитена, открытой в 1955 году. Также в 1966—1977 годах существовала временная станция метро «Дачное». В перспективе, через западную часть Кировского района может пройти 7-я линия метро.

Как всегда экскурсия в необычном формате, емко, интересно, насыщенно.
Вовлекла нас в новую сказку-реальность. Хотим продолжать учиться "видеть и интересоваться увиденным"!

Светлана, vk.com/karilion, 2016

Рекомендуем!

Экскурсии для школьников

Автобусные экскурсии для школьных групп с соблюдением всех требований по организованной перевозке детей.

Подробнее
Циклы занятий в музеях Петербурга

Циклы занятий-экскурсий в музеях Санкт-Петербурга - самый продуктивный вариант эстетического развития ребенка. Конечно он требует от детей и от родителей определенной организованности и целеустремленности! Но результат всегда превосходит ожидания...

Подробнее
Экскурсии для небольшой компании

Экскурсии на микроавтобусе Мерседес Спринтер - самый популярный формат экскурсий. Часто в таком формате мы ездим сборными группами родителей с детьми.

Подробнее