ЗапросОтзывы
RU | EN
 +7 921 594-64-20  info@progulka.spb.ru  Санкт-Петербург и Ленинградская область

Красносельский район

Год основания
1936 год
Первое упоминание
1936 год

Современные границы район, расположенный в юго-западной части города, получил в апреле 1973 года, когда юго-западная часть Кировского района была преобразована в новый Красносельский район. Одноименный район в рамках Ленинградской области существовал задолго до этого. В 1936 году был создан Красносельский район Ленинградской области с административным центром в Красном Селе. Район объединял земли, окружавшие город Красное Село. В декабре 1955 года территория Красносельского района вошла в состав Ломоносовского района Ленинградской области.

В территорию Красносельского района входят юго-западные микрорайоны Петербурга, а также город Красное Село, поселки Хвойный, Горелово, Лигово, Можайский. На территории района расположены парки: Нагорный парк, который внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; Южно-Приморский, Новознаменка, Сосновая Поляна, Полежаевский, парки Красного Села. C севера район омывается водами Невской губы Финского залива и на территории района расположены четыре крупных рукотворных озера: Безымянное, Долгое, Дудергофское, Гореловское.

История

Издревле территории Южного берега Финского залива были заселены финскими племенами. Первоначально вдоль берега селились представители племени водь. В XVII веке к ним присоединились переселенцы из Финляндии, составившие народность финнов-инкере.

С IX-XI вв. рядом селились славяне (словене новгородские). Даже сейчас, если присмотреться к картам района и его окрестностей, можно заметить, что русские и финские названия (Старо-Паново и Койрово, Горелово и Ароппакузи) расположены вперемешку. Люди разных национальностей жили вместе спокойно и мирно. Славянские племена принесли на наши земли знания о пашенном земледелии, что позволило осваивать тяжелые, но плодородные почвы Ижорского плато, начинающегося сразу за береговым уступом.

Еще в XIV веке территории по южному берегу Финского залива (как и весь регион Северо-запада) были ареной соперничества двух сил: Швеции и Руси. В XVII веке после долгой борьбы эти земли становятся (по Столбовскому миру) частью Швеции. Для России важной задачей оказывается возвращение захваченных территорий, а для Швеции — освоение присоединенных земель. Территории, входящие ныне в состав Красносельского района в XVII веке становятся частью баронства Дудергофского. Земли принадлежали Барону Юхану Шютте. В Дудергофе появилась небольшая усадьба, а на территории Красного села — лютеранская церковь. Попытки «перекрестить» местное православное население приводят к бегству русских и православных финно-угорских жителей на территорию Россию. Земли баронства опустели и были заселены по приказу шведских феодалов финскими крестьянами (впоследствии — финны-инкере). Еще в период шведского владычества начинает складываться транспортная сеть, прослеживающаяся в планировке района по сей день. Две важные магистрали (тогда — небольшие, но проторенные дороги) становятся основой для расселения жителей — это Нарвская дорога (ныне Таллиннское шоссе) и Приморская дорога (ныне Петергофское шоссе).

В 1701 году начинается Северная война, основной задачей в которой для России было не только получение выхода к морю, но и возвращение исконных территорий по берегам Финского залива. На южном берегу Финского залива во время Северной войны шли боевые действия, память о которых хранит полуразрушенный шведский деревоземляной шанец на окраине Красного села.

К 1709 году непосредственная опасность нападения шведов на Петербург отступила. Город становится столицей, в Петербург переезжает двор. Встал вопрос о строительстве загородных резиденций для императора и его приближенных. Взгляд Петра I обратился на Южное побережье залива: здесь проходил береговой уступ, на котором можно было разместить загородные резиденции. Южный берег стал таким образом не только дачным местом для придворных и императора, но и парадным въездом, парадными воротами в молодую столицу.

Конечно, как и большинство важных начинаний в Петербурге и России в целом, Петергофская дорога связана с деятельностью и личностью Петра I. В 1703 — 1704 годах, после основания Петербурга возникла необходимость защитить крепость и молодой город с моря. Для этого у острова Котлин в Финском заливе строится крепость Кроншлот. Император наблюдает за постройкой крепости и вынужден часто ездить морем, а в бурную и ненастную погоду — половину дорогу сушей.

Так и появляются первые путевые дворцы — Петров двор (Петергоф), и, чуть позднее — дом в Стрелиной мызе (мызой называли в то время небольшое земельное владение). В 1711 г. создается по указу императора была создана комиссия под руководством князя Ю.Ф. Шаховского. Она раздала придворным участки земли 1000×100 саженей вдоль дороги — от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались прямо по береговому уступу, что позволяло разместить дворцы на возвышенности. Дворцы должны были быть прекрасно видны с моря и еще за пол дня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира. Однако многие участки после раздачи оставались незастроенными по тридцать — сорок лет, на некоторых строились достаточно невзрачные домики. И лишь во второй половине XVIII века дорога как ожерелье засверкала вереницей блестящих жемчужин дворцово-паркового зодчества.

Из самых известных дворцово-парковых ансамблей на Петергофской дороге, которые находятся сейчас или находились на территории, занимаемой в наши дни Красносельским районом, можно упомянуть Лигово и Новознаменку. Усадьба Лигово находилась на территории современного Полежаевского парка. Там, благодаря перекрытию плотиной реки Дудергофки, появилась возможность построить мельницу (ее фундаменты видны и по сей день), а также сформировать интересный парковый ландшафт из цепочки прудов.

В Южно-приморском парке сохранилось две усадьбы. Сильно перестроена дача Петра Григорьевича Демидова. Сейчас очень трудно узнать в небольшом жилом доме роскошную усадьбу XVIII — XIX веков. Впрочем, трехчастное членение с возвышающейся на один этаж центральной частью выдает богатое прошлое. Также в переплетении дорожек и аллей можно угадать очертания старого парка при усадьбе. Следующей за Демидовской дачей идет Новознаменка — одна из самых знаменитых усадеб Петергофской дороги. В петровское время здесь располагалось целых пять усадеб. Михаил Илларионович Воронцов начал собирать эти небольшие владения под одну руку. Продолжили эту работу Нарышкины. И в эпоху наивысшего расцвета Петергофской дороги Новознаменка блистала архитектурой и роскошными парками. Тот дворец, который мы видим сейчас — работы Джиакомо Трезини — был построен для Воронцовых в пятидесятых годах XVIII в.

Особое место в истории района занимает город Красное Село. Его история отличается от истории дачных мест, на территории которых располагается остальная часть района. Земли вокруг Пулковских и Дудергофских высот достались будущей императрице Екатерине I. Здесь был построен деревянный дворец, который, правда, вскоре сгорел. В ту же пору появилась и деревянная церковь Святой Екатерины. Но к 1730-м годам она обветшала, и вместо нее возвели каменную Троицкую. В XIX веке она сильно пострадала от пожара. В 1854 году ее восстановили по плану архитектора Резанова. После смерти Екатерины Дудергофские земли перешли к дочери Петра, Елизавете. При ней был отстроен охотничий домик. Именно тогда территория получила знакомое нам название «Дворцовое село Красное». Историческое прошлое Красного Села тесно связано с русской армией. Еще в петровские времена Красное Село стало местом для летних лагерных сборов и военных учений. Летние маневры были возрождены в царствование Екатерины II в 1765 году. В них принимали участие свыше 30 тысяч солдат и офицеров, здесь впервые отличился А.В.Суворов. Именно лагерные сборы — Красносельские маневры во многом определили необычную судьбу Красного Села.

Наибольшей известности Красное Село достигло в период с 1823 по 1914 гг., когда маневры стали регулярными и грандиозными, привлекая к себе внимание всего мира. Здесь бывали главы многих государств, выдающиеся военачальники, деятели науки.

Красное Село становиться своеобразной лабораторией военного искусства, полигоном для испытания военной техники: в течение семи лет К.А. Шильдер занимался проблемой использования электричества в качестве воспламенителя пороховых зарядов, разрабатывал способы боевого использования ракет; А.Ф.Можайский осуществил сборку своего первого самолета и здесь же провел его испытание. Первый поезд по землям современного Красносельского района прошел 21 июля 1857 года. В этот день начала работать Балтийская железная дорога, проложенная между Петербургом и Петергофом. Вблизи станций было построено много красивых дач. Прежние, едва проходимые дороги, заменялись другими, более широкими и удобными. Поезда ходили быстро и чётко по графику. Так, путь от Балтийского вокзала до станции Лигово поезда преодолевали за 15-17 минут. Если в начале освоения дороги поезда ходили только два раза в сутки, то в дальнейшем они стали ходить значительно чаще.

Военная история Красносельский земли продолжена яркими событиями в годы Великой Отечественной войны. По современной улице Партизана Германа, аллее Славы в Полежаевском парке проходил рубеж обороны Ленинграда, дальше которого фашистские захватчики не смогли продвинуться. В январе 1944 года отсюда началась наступательная операция по полному снятию блокады Ленинграда.

Материалы подготовлены по книге «Санкт-Петербург Красносельский район 1973-2008», Издательство ООО «Союз-Дизайн», СПб. — 2007

Достопримечательности

В Красносельском районе расположен ряд достопримечательностей: Аллея Славы ВОВ, Аллея Славы звезд спорта, Дудергофские высоты и парк Нагорный в поселке Можайском, музей «Анны Ахматовой «Серебряный век».

Дудергофские высоты представляют собой холмы ледникового происхождения, состоящие из Ореховой и Вороньей гор. Ореховая гора является самой высокой точкой (176 метров над уровнем моря) в Санкт-Петербурге. На ней разбит красивый парк, где расположены здание бывшей больницы, развалины домов инвалидов и хлебного домика, старое кладбище, памятник крейсеру «Аврора». С горы Воронья (147 метров над уровнем моря) открывается изумительный вид на город. Дудергофские высоты значатся в реестре Всемирного значения, а Нагорный парк в поселке Можайском за свою уникальную растительность получил статус памятника культуры и природы.

Красносельская Свято-Троицкая церковь является одной из старейших в Санкт-Петербурге. Была заложена в городе Красное Село по приказу Анны Иоанновны. Храм пережил все военные события в истории нашей страны и годы правления Советской власти. В 1995 году Красносельская Свято-Троицкая церковь была включена в число объектов культурного и исторического наследия, в качестве памятника архитектуры федерального значения. Для детей в храме работает воскресная школа и издается собственная приходская газета «Свеча». Сегодня Красносельская Свято-Троицкая церковь является центральным храмом Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии.

Музей «Анны Ахматовой «Серебряный век» был открыт 26 лет назад и посвящен великой поэтессе и семье Гумилевых. В музее имеется 9 залов: «Царское», «Слепнево», «Бродячая собака», «Путешествие Н.С. Гумилева», «Петербург», «Реквием», «Комарово», «Поэма без героя», «Комната памяти», которые выстроены в хронологическом порядке. В музее можно полюбоваться раритетными эксклюзивными портретами Анны Ахматовой и Николая Гумилева, мебелью, фарфором, книгами с их автографами и книгами из личной библиотеки.

В Красносельском районе также расположены две Аллеи Славы. Одна из них посвящена героям и событиям Великой Отечественной войны. Сегодня сюда приходят жители района, чтобы почтить память людей, подаривших победу, и приводят своих детей с целью приобщить к истории страны и воспитать дух патриотизма. На этой аллее расположены памятники защитникам Ленинграда и обелиск, установленный на рубеже, где ленинградские войска «остановили германские полчища и заняли несокрушимую оборону». Ежегодно на Аллее проводится реконструкция боевых действий Великой Отечественной Войны.

Вторая Аллея Славы была торжественно открыта в сентябре 2010 года и посвящена звездам спорта СССР и России. Аллея располагается на территории лицея №509 Красносельского района и состоит из десяти звезд, на которых выгравированы имена великих спортсменов, в разное время прославивших отечественную спортивную школу.

Как всегда экскурсия в необычном формате, емко, интересно, насыщенно.
Вовлекла нас в новую сказку-реальность. Хотим продолжать учиться "видеть и интересоваться увиденным"!

Светлана, vk.com/karilion, 2016

Рекомендуем!

Экскурсии для школьников

Автобусные экскурсии для школьных групп с соблюдением всех требований по организованной перевозке детей.

Подробнее
Циклы занятий в музеях Петербурга

Циклы занятий-экскурсий в музеях Санкт-Петербурга - самый продуктивный вариант эстетического развития ребенка. Конечно он требует от детей и от родителей определенной организованности и целеустремленности! Но результат всегда превосходит ожидания...

Подробнее
Экскурсии для небольшой компании

Экскурсии на микроавтобусе Мерседес Спринтер - самый популярный формат экскурсий. Часто в таком формате мы ездим сборными группами родителей с детьми.

Подробнее