ЗапросОтзывы
RU | EN
 +7 921 594-64-20  info@progulka.spb.ru  Санкт-Петербург и Ленинградская область

Московский район

Год основания
1919 год
Первое упоминание
1919 год

Московский район часто называют «Южными воротами города». Здесь расположен международный аэропорт Пулково. Через Московский район идут важнейшие автомагистрали в направлении на Москву и на Киев. Это район широких проспектов и площадей, великолепных архитектурных ансамблей, красивых зеленых парков, скверов и дворов.

История

История формирования Московского района неразрывно связана с историей развития Московского проспекта, вдоль которого район и формировался. Дорога, на которой сейчас находится Московский проспект, возникла ещё до существования Петербурга как дорога на Великий Новгород. В районе построенных в XIX веке Московских ворот начинался собственно Московский тракт. Тут находились шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником (у проезжавших проверяли подорожные и взимали сборы). Первая была у городской заставы, вторая, или Средняя, рогатка находилась там, где сейчас раскинулась площадь Победы, а третья, Дальняя, — возле мельничной плотины у подножия Пулковской горы. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пы­тавшихся уйти из Петербурга: извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каж­дой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения. Покинуть столицу и отсутствовать в ней дозволялось лишь «с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев».

В 1710 году с основанием царской резиденции в Сарской мызе появилась необходимость в новой дороге. Ее стали прокладывать от Пулковской горы точно по меридианному направлению - на шпиль колокольни Петропавловского собора, высотной доминанты петровского Санкт-Петербурга, от чего происходит название Царскосельской перспективы. Дорога имела общегосударственное значение с самого начала своей истории, поэтому ее облику и состоянию всегда уделялось особое внимание. Свое первое официальное название Сарская дорога получил только в 1725 году при императрице Екатерине I . Дорога вела к ее загородному дворцу в Сарской мызе, как тогда называли будущее Царское Село, с его роскошными дворцами, прекрасными садами и парками. По названию этого пригорода Петербурга, где размещалась летняя царская резиденция, магистраль стала называться Царскосельским проспектом. Дорога имела общегосударственное значение, поэтому ее состояние всегда поддерживалось в соответствии с техническими достижениями современности.

В 1714 году на Средней Рогатке был построен путевой Среднерогатский дворец для отдыха «августейших особ» в дороге. А в 1774 году около Первой Рогатки начали строить новый путевой дворец, который вначале назывался Кикерикекинским, а с 1780 года — Чесменским. В 1831 году дворец передали под богадельню, перед которой разбили большой парк, а в 1971 году снесли для строительства памятника на Площади Победы.

В первой половине XVIII века застройка на Московском тракте тянулась только от Сенной площади до Фонтанки, южнее шумел лес, а на месте осушённых в 1730-е годы болот в районе Лиговского канала, пересекавшего дорогу, зеленели огороды. В первые годы тракт был плохо укатан, в дождливые дни он раскисал, путешественников трясло на рытвинах и ухабах. Но после учреждения в 1762 году Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга были проведены больши́е работы по благоустройству дороги: на всём протяжении до Царского села её расширили, по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подземными сводами; проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником; по сторонам обложили «насыпь» кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка. Всё это завершилось к 1787 году. В это же время на дороге установили мраморные верстовые столбы, тринадцать из которых сохранились по сей день, выполненные по проекту архитектора Антонио Ринальди, хотя документально авторство Ринальди не подтверждается. Сравнительно недавно в собрании музея города Ангулема во Франции среди чертежей архитектора Ж. Б. Вален-Деламота был обнаружен проект верстового столба, поставленного у Обуховского моста (такой же столб сохранился у Орловских ворот).

Рост Петербурга и развивающаяся промышленность требовали всё бо́льшего сырья и продовольствия, поэтому в начале XIX века возникла необходимость в переустройстве и улучшении тракта. В 1817—1834 годах он был выровнен, расширен, замощён тёсаным брусом, и превратился в первое в России шоссе, протяжённостью до Москвы. Вдоль него от Обводного канала до Средней Рогатки высадили небольшие липы.

В 1838 году на новой границе города установили Московские триумфальные ворота. В это время вдоль тракта тянулись богатые дачи титулованных владельцев. Однако после окончания строительства железной дороги до Москвы, транспортное значение Московского тракта резко упало, и южнее обводного канала вместо дач стали появляться мелкие фабрики, территории города в советский период изменялись и границы Московского района, образованного в 1919 году. В год образования района его южная граница отодвинулась от Благодатной улицы до Средней Рогатки. В последующие четыре десятилетия происходили неоднократные изменения северной, западной и восточной границ Московского района, во время которых он включал в себя части современных Кировского, Адмиралтейского, Центрального и Фрунзенского районов. С 1936 года на Московском проспекте развернулись крупные работы по разработанному генеральному плану развития Ленинграда. Ядром застройки не только Московского района, но и всего города стала предполагаемая главная площадь Ленинграда — Московская, поэтому неузнаваемо преобразился Московский проспект. Но лишь после Великой Отечественной войны с образованием садово-паркового хозяйства Московского района началась разбивка парков, садов, скверов и планомерное озеленение Московского проспекта и всего района. Были заложены парк Победы и парк Авиаторов, озеленялись вновь возникающие улицы района.

В 1961 году южная граница района отодвинулась к Пулковским высотам, и территория Московского района приобрела своё современное очертание. А в 1975 году с открытием монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы получил логическое завершение Московский проспект. За площадью Победы Московский проспект плавно переходит в Пулковское шоссе, по обе стороны от которого на всём протяжении разбиты скверы и сады, а с 1989 года начался формироваться и парк Городов-героев.

Пулковские высоты, поднимающиеся над уровнем моря на 75 м, являются частью холмистой гряды из ледниковых отложений, окаймляющей Московский район с юга. С 1839 года на Пулковской горе действует Главная астрономическая обсерватория Академии наук. По Пулковским высотам проходит Зелёный пояс Славы, на котором в 1967 году был открыт памятник «Пулковский рубеж» и разбит большой сквер на месте ожесточённых боёв 1941—1944 гг. С Пулковских высот открывается необозримая панорама Московского района.

Достопримечательности

Главная достопримечательность района, его центральная магистраль, правительственная трасса города — Московский проспект, давшая название району, возникла еще в первые годы существования Санкт-Петербурга и формировалась в течение двух столетий. Об этом свидетельствуют сохранившиеся архитектурные памятники и ансамбли: Чесменская церковь (сейчас она носит имя Иоанна Крестителя), Чесменский дворец, Новодевичий монастырь, некрополь, Московские триумфальные ворота, воздвигнутые в 1833-1838 годах в честь победы русского оружия над турками и персами, старинные верстовые столбы.

Еще один архитектурный памятник на территории района. На Пулковских высотах находится Пулковская обсерватория, построенная в 1839 году по проекту архитектора А.П. Брюллова, которая и в наши дни является одним из ведущих отечественных и мировых астрономических центров.

В годы Великой отечественной войны (1941-1945гг.) район стал передним краем обороны Ленинграда, все 900 дней блокады по территории района проходила линия фронта. Многое в районе напоминает о минувшем. Это и Парк Победы, заложенный жителями победившего города 7 октября 1945 года, и Пулковский рубеж, и монумент на площади Победы. 1418 дней советский народ в солдатской шинели и рабочей спецовке с тяжелыми и упорными боями шел к Победе. Среди них много жителей Московского района. На площади Победы — в 7,5 км от Пулковских высот — воздвигнут памятник героическим защитникам Ленинграда. В памятном зале мемориала увековечены названия городов и населенных пунктов, где проходили самые ожесточенные бои за Ленинград.

Как всегда экскурсия в необычном формате, емко, интересно, насыщенно.
Вовлекла нас в новую сказку-реальность. Хотим продолжать учиться "видеть и интересоваться увиденным"!

Светлана, vk.com/karilion, 2016

Рекомендуем!

Экскурсии для школьников

Автобусные экскурсии для школьных групп с соблюдением всех требований по организованной перевозке детей.

Подробнее
Циклы занятий в музеях Петербурга

Циклы занятий-экскурсий в музеях Санкт-Петербурга - самый продуктивный вариант эстетического развития ребенка. Конечно он требует от детей и от родителей определенной организованности и целеустремленности! Но результат всегда превосходит ожидания...

Подробнее
Экскурсии для небольшой компании

Экскурсии на микроавтобусе Мерседес Спринтер - самый популярный формат экскурсий. Часто в таком формате мы ездим сборными группами родителей с детьми.

Подробнее