Автобусные экскурсии для школьных групп с соблюдением всех требований по организованной перевозке детей.
ПодробнееМосковский район
1919 год
Первое упоминание
1919 год
Московский район часто называют «Южными воротами города». Здесь расположен международный аэропорт Пулково. Через Московский район идут важнейшие автомагистрали в направлении на Москву и на Киев. Это район широких проспектов и площадей, великолепных архитектурных ансамблей, красивых зеленых парков, скверов и дворов.
История
История формирования Московского района неразрывно связана с историей развития Московского проспекта, вдоль которого район и формировался. Дорога, на которой сейчас находится Московский проспект, возникла ещё до существования Петербурга как дорога на Великий Новгород. В районе построенных в XIX веке Московских ворот начинался собственно Московский тракт. Тут находились шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником (у проезжавших проверяли подорожные и взимали сборы). Первая была у городской заставы, вторая, или Средняя, рогатка находилась там, где сейчас раскинулась площадь Победы, а третья, Дальняя, — возле мельничной плотины у подножия Пулковской горы. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга: извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения. Покинуть столицу и отсутствовать в ней дозволялось лишь «с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев».
В 1710 году с основанием царской резиденции в Сарской мызе появилась необходимость в новой дороге. Ее стали прокладывать от Пулковской горы точно по меридианному направлению - на шпиль колокольни Петропавловского собора, высотной доминанты петровского Санкт-Петербурга, от чего происходит название Царскосельской перспективы. Дорога имела общегосударственное значение с самого начала своей истории, поэтому ее облику и состоянию всегда уделялось особое внимание. Свое первое официальное название Сарская дорога получил только в 1725 году при императрице Екатерине I . Дорога вела к ее загородному дворцу в Сарской мызе, как тогда называли будущее Царское Село, с его роскошными дворцами, прекрасными садами и парками. По названию этого пригорода Петербурга, где размещалась летняя царская резиденция, магистраль стала называться Царскосельским проспектом. Дорога имела общегосударственное значение, поэтому ее состояние всегда поддерживалось в соответствии с техническими достижениями современности.
В 1714 году на Средней Рогатке был построен путевой Среднерогатский дворец для отдыха «августейших особ» в дороге. А в 1774 году около Первой Рогатки начали строить новый путевой дворец, который вначале назывался Кикерикекинским, а с 1780 года — Чесменским. В 1831 году дворец передали под богадельню, перед которой разбили большой парк, а в 1971 году снесли для строительства памятника на Площади Победы.
В первой половине XVIII века застройка на Московском тракте тянулась только от Сенной площади до Фонтанки, южнее шумел лес, а на месте осушённых в 1730-е годы болот в районе Лиговского канала, пересекавшего дорогу, зеленели огороды. В первые годы тракт был плохо укатан, в дождливые дни он раскисал, путешественников трясло на рытвинах и ухабах. Но после учреждения в 1762 году Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга были проведены больши́е работы по благоустройству дороги: на всём протяжении до Царского села её расширили, по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подземными сводами; проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником; по сторонам обложили «насыпь» кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка. Всё это завершилось к 1787 году. В это же время на дороге установили мраморные верстовые столбы, тринадцать из которых сохранились по сей день, выполненные по проекту архитектора Антонио Ринальди, хотя документально авторство Ринальди не подтверждается. Сравнительно недавно в собрании музея города Ангулема во Франции среди чертежей архитектора Ж. Б. Вален-Деламота был обнаружен проект верстового столба, поставленного у Обуховского моста (такой же столб сохранился у Орловских ворот).
Рост Петербурга и развивающаяся промышленность требовали всё бо́льшего сырья и продовольствия, поэтому в начале XIX века возникла необходимость в переустройстве и улучшении тракта. В 1817—1834 годах он был выровнен, расширен, замощён тёсаным брусом, и превратился в первое в России шоссе, протяжённостью до Москвы. Вдоль него от Обводного канала до Средней Рогатки высадили небольшие липы.
В 1838 году на новой границе города установили Московские триумфальные ворота. В это время вдоль тракта тянулись богатые дачи титулованных владельцев. Однако после окончания строительства железной дороги до Москвы, транспортное значение Московского тракта резко упало, и южнее обводного канала вместо дач стали появляться мелкие фабрики, территории города в советский период изменялись и границы Московского района, образованного в 1919 году. В год образования района его южная граница отодвинулась от Благодатной улицы до Средней Рогатки. В последующие четыре десятилетия происходили неоднократные изменения северной, западной и восточной границ Московского района, во время которых он включал в себя части современных Кировского, Адмиралтейского, Центрального и Фрунзенского районов. С 1936 года на Московском проспекте развернулись крупные работы по разработанному генеральному плану развития Ленинграда. Ядром застройки не только Московского района, но и всего города стала предполагаемая главная площадь Ленинграда — Московская, поэтому неузнаваемо преобразился Московский проспект. Но лишь после Великой Отечественной войны с образованием садово-паркового хозяйства Московского района началась разбивка парков, садов, скверов и планомерное озеленение Московского проспекта и всего района. Были заложены парк Победы и парк Авиаторов, озеленялись вновь возникающие улицы района.
В 1961 году южная граница района отодвинулась к Пулковским высотам, и территория Московского района приобрела своё современное очертание. А в 1975 году с открытием монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы получил логическое завершение Московский проспект. За площадью Победы Московский проспект плавно переходит в Пулковское шоссе, по обе стороны от которого на всём протяжении разбиты скверы и сады, а с 1989 года начался формироваться и парк Городов-героев.
Пулковские высоты, поднимающиеся над уровнем моря на 75 м, являются частью холмистой гряды из ледниковых отложений, окаймляющей Московский район с юга. С 1839 года на Пулковской горе действует Главная астрономическая обсерватория Академии наук. По Пулковским высотам проходит Зелёный пояс Славы, на котором в 1967 году был открыт памятник «Пулковский рубеж» и разбит большой сквер на месте ожесточённых боёв 1941—1944 гг. С Пулковских высот открывается необозримая панорама Московского района.
Достопримечательности
Главная достопримечательность района, его центральная магистраль, правительственная трасса города — Московский проспект, давшая название району, возникла еще в первые годы существования Санкт-Петербурга и формировалась в течение двух столетий. Об этом свидетельствуют сохранившиеся архитектурные памятники и ансамбли: Чесменская церковь (сейчас она носит имя Иоанна Крестителя), Чесменский дворец, Новодевичий монастырь, некрополь, Московские триумфальные ворота, воздвигнутые в 1833-1838 годах в честь победы русского оружия над турками и персами, старинные верстовые столбы.
Еще один архитектурный памятник на территории района. На Пулковских высотах находится Пулковская обсерватория, построенная в 1839 году по проекту архитектора А.П. Брюллова, которая и в наши дни является одним из ведущих отечественных и мировых астрономических центров.
В годы Великой отечественной войны (1941-1945гг.) район стал передним краем обороны Ленинграда, все 900 дней блокады по территории района проходила линия фронта. Многое в районе напоминает о минувшем. Это и Парк Победы, заложенный жителями победившего города 7 октября 1945 года, и Пулковский рубеж, и монумент на площади Победы. 1418 дней советский народ в солдатской шинели и рабочей спецовке с тяжелыми и упорными боями шел к Победе. Среди них много жителей Московского района. На площади Победы — в 7,5 км от Пулковских высот — воздвигнут памятник героическим защитникам Ленинграда. В памятном зале мемориала увековечены названия городов и населенных пунктов, где проходили самые ожесточенные бои за Ленинград.
Как всегда экскурсия в необычном формате, емко, интересно, насыщенно.
Вовлекла нас в новую сказку-реальность. Хотим продолжать учиться "видеть и интересоваться увиденным"!
Светлана, vk.com/karilion, 2016