Автобусные экскурсии для школьных групп с соблюдением всех требований по организованной перевозке детей.
ПодробнееКонстантиновский дворец (Большой Стрельнинский дворец)
Автор проекта: Никола Микетти, Жан-Батист Леблон
Первое упоминание: 1715 год
Дата основания: 1720 год
Садово-дворцовый комплекс складывался в XVIII — первой половине XIX веков. Первым его владельцем был Пётр Великий. Именно здесь, в Стрельне, Петр хотел создать загородную парадную резиденцию, подобно Версальскому дворцу в Париже. В 1720 году начинается строительство Большого Стрельнинского дворца. Чтобы превзойти дворцово-парковые ансамбли Европы, фонтаны и сопутствующие им механизмы должны были функционировать круглые сутки в течение нескольких месяцев, поддерживая необходимый уровень воды в накопительном резервуаре. Однако гидротехническая проблема поставила под вопрос возведение резиденции в Стрельне: для функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до соответствующей отметки (примерно 10 метров над уровнем моря), что привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки. Удобнее в этом плане оказался Петергоф, где созданный самой природой ланшафт идеально подходил для устройства «водных фиерий». В 1722 году Петр I подарил Стрельну своей дочери Анне Петровне. В конце XVIII века Стрельна стала частным великокняжеским владением — в 1797 году Павел I подарил её своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.
История создания
Строительство Стрельнинского дворца велось в 1720—1726 годах по проекту архитектора Н. Микетти. С 1723 года производством работ по дворцу руководили М. Г. Земцов, Т. Н, Усов, П. М. Еропкин. В 1751—1761 годах работы «по возобновлению» Стрельнинского дворца велись по чертежам и указаниям В. В. Растрелли. В 1802—1804 годах по чертежам А. Н. Воронихина растреллиевская барочная отделка была в значительной степени уничтожена, и интерьерам был придан облик, характерный для архитектуры классицизма. В 1832—1850 годах архитекторы Х. Мейер и А. И. Штакеншнейдер вновь обновляли интерьеры дворца.
Крупнейшее сооружение Стрельнинского ансамбля — Большой (Константиновский) дворец — одно из наиболее оригинальных произведений русской архитектуры первой четверти 18 века. Трехэтажное каменное здание двора воздвигнуто на двадцатиметровой естественной гряде, склон которой декорирован со стороны моря террасой. Главный фасад, обращенный к морю, композиционно связан с аркадами грота. Монументальное здание замыкает перспективы каналов и аллей, придает панораме Нижнего парка торжественность. Средняя часть центрального корпуса дворца выделена объемом, ступенчатой кровлей, балюстрадами и башенкой-бельведером.
Фасад центральной части прорезан тремя высокими арками. Этот сквозной проем, обрамленный сближенными колоннами, — один из декоративных мотивов в композиции дворца. Колонны римско-дорического ордера, несколько выдвинутые по отношению к фасаду, несут балкон, на который выходят широкие полуциркульные окна. Лучковый фронтон, пилястры и лепка дополняют декор средней части дворца. Боковые части северного фасада акцентированы пилястрами, охватывающими два этажа, фигурными наличниками и сандриками окон, в которые вкомпонованы раковины и маскароны (сохранилось несколько первоначальных свинцовых маскаронов). Южный фасад дворца имеет в плане П-образную конфигурацию.
С Константиновским дворцом органически связана и вся композиция Стрельнинского парка, занимающего площадь 45 га. В плане парк представляет вытянутый прямоугольник. По центральной оси от дворца идет средний, самый широкий, канал, Параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами, второй — отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Сеть каналов увязана с аллеями. Южная граница Нижнего парка замыкается естественным склоном, в средней части которого перед дворцом устроен грот, а по сторонам его распланированы трехступенные террасы с дерновыми откосами. Террасы, грот и лестница создают переход к дворцу и от него к Верхнему саду.
Строгость регулярной планировки подчеркивалась линейной посадкой деревьев. Композиция парка до 1770 года выявлялась фигурно подстриженными деревьями, крытыми аллеями и различного рода трельяжными сооружениями. Регулярный Стрельнинский парк окружен пейзажными участками, постепенно сложившимися вокруг прудов. Самые старые водоемы были созданы в 1717—1720 годах юго-западнее регулярной части парка. Композиция приморских стрельнинских парков, сочетающих регулярные и пейзажные элементы (общей площадью 132 га), сформировалась в результате работы архитекторов XVIII и первой половины XIX века.
После революции дворец был передан детской школе-колонии, его последний владелец — великий князь Дмитрий Константинович — расстрелян. После колонии сюда въехало Арктическое мореходное училище.
В 1941—1944 годах Стрельнинскому парку был нанесен большой ущерб: мосты, плотины, шлюзы получили сильные повреждения. Однако основа регулярной и пейзажной планировки сохранилась. После войны был возрожден декор Мраморного зала, расположенного над аркой центральной части дворца, и Голубой зал.
В 1990-х годах дворец взяло на баланс Управление делами президента России. Константиновский дворец был фактически заново создан, некоторые помещения впервые сделаны так, как было замыслено архитекторами. На первом этаже Константиновского дворца открыт музейный зал, на втором этаже — «протокольная часть»: Овальный, Мраморный, Голубой залы. В подвалах восстановлены гроты и воссозданы существовавшие здесь ранее винные погреба. Для приема гостей президента предназначены 20 двухэтажных коттеджей, находящихся на территории комплекса. Интерьеры коттеджей создавали мастера из 20 российских городов (Москвы, Владимира, Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока). Екатеринбуржцы отделали свой коттедж малахитом, у входа поставили скульптуру хозяйки Медной горы. Резиденция президента в Стрельне получила название «Морской».
Как всегда экскурсия в необычном формате, емко, интересно, насыщенно.
Вовлекла нас в новую сказку-реальность. Хотим продолжать учиться "видеть и интересоваться увиденным"!
Светлана, vk.com/karilion, 2016